Пожарные машины с реактивными двигателями
История реактивных пожарных машин начинается в середине 1960-х годов, когда советская власть осознала необходимость специализированного пожарного оборудования для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах. Ну а если вы ищете менее специфичные пожарные машины то можете взглянуть на пожарные автомобили на шасси КАМАЗ. Дело в том, что такие явления было чрезвычайно трудно контролировать, в основном из-за очень большой высоты пламени и чрезвычайно высокой температуры, возникающей при сгорании вышеупомянутого сырья. Поэтому неудивительно, что требовалось нечто гораздо более эффективное, чем классический автомобиль, оснащенный стандартной помпой, а поскольку в Советском Союзе не было недостатка в реактивных двигателях, на пожарные машины стали устанавливать типичные авиационные двигатели.
Первая установка
Так в 1965 году на свет появилась неординарная установка АГВТ-100, именуемая в русскоязычных источниках газоводяной пожарной машиной. В качестве основы для всей системы использовались классические грузовики-внедорожники, использовавшиеся в то время в СССР – в основном ЗИЛ 157 и 131, хотя не пренебрегали экзотикой и чехословацкие Tatra 138. Ну а в б/у части был установлен реактивный двигатель Климов ВК-1 тягой 26 кН, приводивший в движение, в том числе, истребители МиГ-15 и МиГ-17. Вплотную к выхлопному соплу самолета были смонтированы прочные стальные трубы, которые подводили воду чуть ниже потока горячих выхлопных газов.
Хотя эта концепция в теории кажется совершенно абстрактной идеей, на самом деле эта система была чрезвычайно хорошо продумана. Каждый грузовик, в дополнение к баку с огнетушащим веществом, имел дополнительный бак сразу за кабиной, в котором находилось топливо, питающее реактивный двигатель. Чаще всего он имел от 1700 до 2000 литров вместимости, чего хватало примерно на 45 минут непрерывной работы. Конечно, все это зависело от тяги, на которой работала авиационная установка, ведь АГВТ-100 выбрасывал от 18 до даже 60 литров воды… всего за одну секунду!
Сам мотор устанавливался на вращающееся основание, благодаря чему можно было регулировать его как по вертикали, так и по горизонтали. Вся система управлялась должным образом обученным пожарным, который контролировал работу агрегата либо из кабины машиниста, либо с помощью специального пульта, позволявшего отойти от машины примерно на 25 метров. Что же касается общей массы оборудованного таким образом грузовика, то она составляла около 10 тонн, что относительно мало. Благодаря этому характеристики существенно не ухудшились, а это означало, что даже ЗИЛы могли развивать максимальную скорость около 80 км/ч с таким оборудованием.
Эффективность
Быстро выяснилось, что АГВТ-100 хоть и нетипичен по конструкции, но является очень эффективным решением, которое также можно с успехом использовать в традиционных пожаротушениях. Помимо тушения нефтяных и газовых скважин, подразделение также предназначалось для тушения, в т.ч. для тушения пожаров в архивах, библиотеках или отделениях банков. Немудрено тогда, что во многих городах СССР, в т.ч. Харьков, Чернигов и Тюмень закупили такие автомобили для собственных нужд. Более того, в Польше появились и «реактивные» пожарные машины, хотя они и не проживали здесь постоянно.
Успех АГВТ-100 означал, что технологию реактивной установки решили развивать. В результате в середине 1970-х годов был разработан более мощный вариант АГВТ-150 с использованием двигателя от более нового МиГ 21. Для этой техники значительно повысился КПД, так как новый агрегат имел более высокую тяга 44 кН, что позволяло выбрасывать до 90 литров воды в секунду. Изменились и основы для самой системы, так как с тех пор более масштабно стали использоваться чуть более свежие Урал 375 и КрАЗ 255. Что же касается общего принципа работы, то все осталось более-менее одинаковым. Видимо, конструкторы решили, что нет смысла что-либо улучшать.
Используются ли сейчас?
Казалось бы, технология тушения пожаров с применением реактивного двигателя со временем станет пресловутой устаревшей. Однако этого не произошло и AGWT-150 выпускается по сей день, и по имеющимся данным на данный момент является уникальной системой мирового масштаба. Сегодня основой для этого типа техники по-прежнему являются новейшие модели КамАЗ и Урал, но есть и разновидности, устанавливаемые на облегченные западноевропейские конструкции, такие как Volvo FL. Кстати, стоит отметить, что пожаротушение — не единственная область, в которой русские используют реактивные двигатели, установленные на грузовиках.
И, наконец, стоит упомянуть еще об одной «реактивной» пожарной машине, которая не является грузовиком, но не упомянуть ее в этой статье было бы непростительным грехом. Хотя, как я уже упоминал, описываемые здесь агрегаты чаще всего устанавливались на колесные машины, были и варианты на базе гусеничных шасси. Самый экстремальный пример такой машины — «Большой ветер», разработанный венгерскими инженерами. Это не что иное, как старый танк Т-34, у которого вместо башни с пушкой был не один, а два реактивных двигателя Миг 21. Эта необычная машина была построена в 1991 году во время Первой войны в Персидском заливе, когда она отступали иракские войска, которые подожгли 732 нефтяные скважины, расположенные в соседнем Кувейте.
Share this content:
Отправить комментарий